https://zenodo.org/records/17476747

Аннотация

Работа развивает идеи, изложенные в исследовании С. Скрынника “Единство волны: материя, энергия и сознание как аспекты частоты” (Zenodo, 2025 https://zenodo.org/records/17407224).
Предлагается рассматривать мозговую активность как проекцию взаимодействия высокочастотных уровней сознания с низкочастотной материей мозга.
Излагается предположение, что известные ритмы ЭЭГ (дельта, тетта, альфа, бета, гамма) представляют собой интерференционную картину связи между физическим и духовным уровнями частот, а не сами частоты сознания.
Описывается процесс саморефлексии как момент рождения личности — стоячей волны в духовном измерении — трёхмерная структура, согласующая внутренний и внешний мир.

Ключевые слова: сознание; стоячая волна; частотная структура; интерференция; резонанс; мозговые ритмы; дельта; тетта; альфа; бета; гамма; саморефлексия; когерентность; подсознание; сверхсознание; частотная модель сознания; волновая природа материи; взаимодействие духа и материи.

1. Введение

Современные исследования мозга показывают, что его активность подчинена ритмам различной частоты. Однако частотная природа сознания остаётся неясной: регистрируемые электромагнитные волны имеют крайне низкие частоты (до сотен герц), что несоизмеримо с масштабом информационных процессов, происходящих в психике.

В работе «Единство волны: материя, энергия и сознание как аспекты частоты» показано, что реальность — это система взаимосвязанных волн, где материальный и духовный мир отличаются частотами. Так же было показано, что само понятие измерения рождаются посредством образования волны по отношению к первоначальной волне, т.е. νₙ=(ν²)ⁿ n> 0, nZ. Что, собственно, и можно рассматривать как возникновение всего из ничего, из нуля, из баланса.

Если пристальнее рассмотреть мозговые ритмы, то можно обнаружить очень интересную закономерность, которая может привести к выводу, что сознание действительно может быть отдельной сущностью.

2. Мозговые волны как интерференционная проекция

Физиология выделяет пять основных диапазонов мозговых волн:

ДиапазонЧастота (Гц)Основная функцияИнтерпретация в волновой модели
Дельта (δ)0.5–4Глубинные, телесные процессыПодсознание (базовая волна)
Тетта (θ)4–8Переходные состояния, интуицияКанал связи между уровнями
Альфа (α)8–13Равновесие, внутреннее вниманиеСознание (устойчивый уровень)
Бета (β)13–30Активное восприятие, мышлениеВзаимодействие с внешним миром
Гамма (γ)30–100Интеграция, инсайт, когерентностьСверхсознание, резонансная фаза

В рамках волновой модели эти диапазоны можно рассматривать как интерференционные слои. Истинные частоты сознания значительно выше — за пределами физического диапазона, — но их взаимодействие с материальной средой мозга создаёт низкочастотную проекцию, воспринимаемую как ЭЭГ-активность.

Иными словами, мозговые волны — это картина наложения духовных частот на физический носитель, аналогичная интерференционному рисунку света на экране.

3. Частотная иерархия и формула резонанса

Как показано в основной работе “Единство волны: материя, энергия и сознание как аспекты частоты” (Zenodo, 2025 https://zenodo.org/records/17407224), взаимосвязь частот отдельных измерений описывается выражением:

νₙ=(ν²)ⁿ n > 0, nZ

Эта зависимость отражает принцип фрактальной связи частот, где каждый новый уровень — не просто гармоника, а качественно иное измерение, возникающее при умножении предыдущей частоты на ν².

Теперь давай те обратим внимание на диапазоны дельта, альфа и гамма.

Дельта (δ) 0.5–4Гц, давайте получим квадрат частот для этого диапазона и пока не будем использовать множитель 2π, чуть позже будет объяснено почему. В итоге мы получим диапазон 0.25-16Гц. Ближе всего это нас подводит к диапазону Альфа (α) 8–13Гц, но совпадения не точные, что, собственно, может быть, потому что изначально сознание не является связной структурой, по этому некоторые колебания возможны.

Теперь давайте проделаем подобную операцию уже над Альфа (α) 8–13Гц. В итоге мы получим диапазон 64-169Гц. Опять же это достаточно близко для диапазона Гамма (γ) 30–100Гц. Да, расхождения наблюдаются, но в целом правило νₙ=(ν²)ⁿ n > 0, nZ выполняется. Т.е. для граничных частот работы головного мозга наблюдается закономерность взаимосвязи частот. Но при этом самое главное отсутствует множитель 2π, необходимый при рождении измерений.

Вопрос – почему исчез множитель 2π? Если предположить, что наблюдаемая мозговая активность есть результат наблюдаемой интерференции взаимосвязи физического и духовного МИРОВ, то мы будем наблюдать появление интерференционной картины.

Поскольку множитель является общим для обоих спектров, при их согласовании он сокращается, и результирующее выражение для интерференционной картины принимает вид:

νₙ=(ν²)ⁿ.

Таким образом, наблюдаемые диапазоны мозговых волн — это не первичные частоты сознания, а производные от взаимодействия двух мировых частотных систем.
Именно поэтому наблюдаемая зависимость между диапазонами (дельта, альфа, гамма) соответствует не исходной формуле с множителем 2π, а её упрощённой интерференционной форме, что достаточно хорошо согласуется с экспериментальными данными ЭЭГ.

В будущем наверняка можно будет по интерференционным частотам исходя из известной скорости света определить скорость и частоту духовного измерения.

4. Саморефлексия как процесс когерентности

Во время глубокой саморефлексии, медитации или сильного внутреннего кризиса происходит синхронизация тетта- и альфа-ритмов, что может служить наблюдением появления резонанса между подсознательными и осознанными процессами. Моменты всплесков гамма-активности при этом соответствуют возникновению связного резонанса трёх частот взаимодействия.

Это состояние можно рассматривать как формирование стоячей волны сознания — момент внутреннего равновесия, когда три уровня частот (δ, α, γ) достигают согласования.
С точки зрения модели волнового равновесия, это и есть рождение личности или разума, где частоты приходят к определённому согласованию.

5. Геометрия сознания

Три основные частоты — дельта, альфа и гамма — образуют объёмную структуру. Изначально это может быть далеко не сфера. Но при образовании процесса саморефлексии может возникнуть объект в пространстве – личность, геометрически в виде шара, подобно элементарной частицы. Центр этой сферы соответствует точке самосознания, понятию “Я”, поверхность — полю восприятия, резонанс с окружающим МИРОМ, а пространство внутри – подсознание.

Различный первоначальный дисбаланс этой этих трёх составляющих может влиять на общее поведение человека. Чем ближе человек подходит к резонансу своих частот, стем стабильней и независимей он становится.

На сформировавшуюся личность скорее всего гипноз уже воздействовать не будет, потому что между его основными частотами будет наблюдаться максимальная взаимосвязь и поэтому не удастся работать с ним на промежуточных частотах, характерных для Тетта (θ) диапазона.

6. Интерпретация диапазона тетта

Тетта-диапазон (4–8 Гц) выполняет ключевую роль: он связывает бессознательные процессы (дельта) с сознательными (альфа). Его функция — обеспечение резонансной проводимости между слоями. Именно тетта-состояния (сны, трансы, глубокие медитации) открывают доступ к пластам подсознания и позволяют изменять установленные программы восприятия. Таким образом, тетта-ритм — это частотный «мост» между духовным подсознанием и сознанием.

7. Заключение

Мозговые волны отражают не саму деятельность сознания, а интерференцию его взаимодействия с материей. Сознание функционирует на более высоких частотах, а ЭЭГ-диапазоны — это лишь физическая проекция, “тень” внутреннего резонанса.
Саморефлексия — это момент возникновения резонанса духовного измерения, своего рода рождение стоячей конструкции в духовном измерении.

Таким образом, идеи волнового равновесия позволяют переосмыслить нейрофизиологические данные, рассматривая их не как причину, а как следствие связи между мирами частот — духовным и физическим, а также возможное подтверждение первоначальной гипотезы о рождении самих измерений и МИРА в целом.

И самое главное это может стать доказательством того, что материальный и духовные МИРЫ хоть и взаимодействуют друг с другом, но наверняка могут существовать без жёсткой сцепки. Есть большая вероятность возможности существования личности отдельно от материи. Жизнь дает возможность рождению личности.

8. Природа «Я» как источника сознания

Современные нейронаучные и философские подходы зачастую отождествляют понятие «Я» только с областью осознанного восприятия. Однако в рамках волновой модели сознания такое понимание представляется неполным. «Я» не сводится к функции сознания, а является его истоком — центром согласования трёх уровней: подсознания, сознания и сверхсознания.

Если рассматривать сознание как стоячую волну, возникающую при интерференции различных частот, то «Я» — это точка равновесия этой волны, её центр. Подсознание проявляется как низкочастотная область — реактивная и телесная; сознание — средняя область, где происходит осознание и выбор; сверхсознание — высокочастотная зона, связанная с внешним МИРОМ. «Я» объединяет эти три области в единую структуру, обеспечивая устойчивость личности и её самосознание.

Таким образом, «Я» присутствует не только в осознанных процессах, но и в подсознательных и сверхсознательных. Животное, руководствующееся инстинктом самосохранения, также действует в интересах своего «Я», хотя не осознаёт этого вербально. Интуиция, в свою очередь, является проявлением обратной связи «Я» с внешним МИРОМ — своеобразной «оболочкой восприятия», сообщающей «Я», что происходит вокруг, в виде энергетических потоков, подобно тому как гравитация сообщает материальному телу, куда двигаться.

Можно сказать, что «Я» — это точка, в которой дух и материя приходят в равновесие,
а сознание — одна из форм проявления этого равновесия во времени. Именно «Я» делает возможной саморефлексию — момент, когда три уровня частот приходят в резонанс и формируют устойчивую стоячую волну личности.

Сознание не равно «Я». «Я» — центр, исток, то, с чего всё начинается. «Я» подобно чёрной дыре — точке, где все уровни реальности сходятся в одно целое. Такое понимание объясняет эксперимент Бенджамина Либета (Benjamin Libet, 1980-е) и другие современные наблюдения, показывающие, что осознание выбора происходит уже после того, как мозг начал выполнять действие. На самом деле именно так и происходит: «Я» формирует импульс на уровне подсознания, которое не сообщает о своём решении, но по мере его проявления сознание осознаёт действие и сообщает о выборе «Я». Само «Я» сделало выбор раньше, что и фиксируется как предшествующая активность мозга.

Интуиция — обратный процесс: воздействие направлено не от «Я» вовне, а от внешнего мира к «Я». Сознание воспринимает этот импульс как предчувствие, как тонкое ощущение приближения внешнего влияния. Чем ближе взаимодействие трёх областей — подсознания, сознания и сверхсознания — к резонансу, тем стабильнее личность и тем меньше возможность внешнего влияния на её внутреннюю структуру. В пределе это делает невозможным гипнотическое воздействие, поскольку внутренняя волновая структура личности замыкается в устойчивое равновесие.

9. О границах современного понимания «Я»

В большинстве современных психологических и нейронаучных концепций понятие «Я» ограничено областью осознанного восприятия и самореференции. Это объясняется не отсутствием глубинных уровней, а методологической необходимостью: наука работает только с тем, что можно зарегистрировать и описать. Подсознательные и сверхсознательные процессы не поддаются прямому измерению, поэтому «Я» сужается до наблюдаемого — осознанного субъекта, формулирующего мысли и решения.

Однако такое упрощение не отражает истинной природы «Я». С феноменологической точки зрения человек отождествляет себя с областью сознания потому, что именно она обладает функцией вербализации и контроля. Подсознание воспринимается как «чужое» — источник импульсов, инстинктов, сновидений, не подчинённых воле. Это породило иллюзию разделения: будто «Я» — это лишь то, что наблюдает, но не то, что действует.

Исторически эта установка восходит к картезианскому дуализму, где разум противопоставлен материи, а дух — телу. В результате «Я» оказалось закреплено за умом, а не за целостным существом. Восточная традиция, напротив, всегда рассматривала «Я» (Атман) как единое начало, включающее телесное, подсознательное и духовное измерения.

В рамках волновой модели сознания такое ограничение теряет смысл. Если сознание — это стоячая волна, возникающая в результате интерференции частот разных уровней, то «Я» — это центр согласования этой волны, а не один из её участков. Оно присутствует во всех частотных слоях — от подсознания до сверхсознания — и обеспечивает их единство.

Таким образом, современное понимание «Я» нужно рассматривать как частный случай проявления более общей структуры. Осознание этого позволяет соединить научный и духовный подходы, расширяя границы исследования сознания и возвращая «Я» его изначальную роль — истока, объединяющего дух и материю.

Литература

  1. Скрынник С. Единство волны: материя, энергия и сознание как аспекты частоты. Zenodo, 2025. https://zenodo.org/records/17407224
  2. Pribram, K. H. Languages of the Brain: Experimental Paradoxes and Principles in Neuropsychology. Brandon House, New York, 1971.
  3. Penrose, R. The Road to Reality: A Complete Guide to the Laws of the Universe. Vintage, London, 2005.
  4. Hameroff, S., Penrose, R. Consciousness in the Universe: A Review of the ‘Orch OR’ Theory. Physics of Life Reviews, 11(1), 39–78, 2014.
  5. Tononi, G. An Information Integration Theory of Consciousness. BMC Neuroscience, 5:42, 2004.
  6. Llinás, R., Ribary, U. Consciousness and the Brain: The Thalamocortical Dialogue in Health and Disease. Annals of the New York Academy of Sciences, 929, 166–175, 2001.
  7. Varela, F. J., Thompson, E., Rosch, E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. MIT Press, 1991.
  8. Freeman, W. J. How Brains Make Up Their Minds. Columbia University Press, 1999.
  9. Bohm, D. Wholeness and the Implicate Order. Routledge & Kegan Paul, London, 1980.
  10. Panksepp, J. Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions. Oxford University Press, 1998.
  11. Newberg, A., d’Aquili, E. Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief. Ballantine Books, 2001.
  12. Eccles, J. C. The Human Psyche and the Divine. Routledge, London, 1989.
  13. McFadden, J. Synchronous Firing and Its Influence on the Brain’s Electromagnetic Field: Evidence for an Electromagnetic Field Theory of Consciousness. Journal of Consciousness Studies, 9(4), 23–50, 2002.
  14. Persinger, M. A. Neuropsychological Bases of God Beliefs. Praeger, 1987.
  15. Sheldrake, R. A New Science of Life: The Hypothesis of Formative Causation. Blond & Briggs, London, 1981.